Лукан Марк Анней появился на свет в богатой и знатной испанской семье, в Кордове, в 39 году н.э. Он приходился племянником Сенеке младшему, приближенному Нерона. А поскольку Марк, получивший в Риме не только общее, но и ораторское образование у философа Корнута, обладал еще и поэтическим даром, то он скоро занял достойное место при дворе Нерона. Именно поэтический дар впоследствии сослужил Лукану и плохую службу. Нерон, завидуя таланту Лукана, недолюбливал молодого поэта, их отношения были совсем непростыми. Лукан принял участие в заговоре против императора, после раскрытия которого, по принуждению Нерона (в 65 году н.э.) Лукан Марк Анней покончил с собой.
Как известно из исторических произведений, Лукан успел написать совсем немного произведений. Нам известно лишь о поэмах «Илиада», «Орфей», трагедия «Медея» и немногих других. Но уже в первых произведениях поэта было видно отличие его поэтического языка от общепринятого в поэзии того времени мифологического языка. Лукан использовал в своих произведениях множество различных риторических приемов, как и все поэты того времени, но уже в своем основном произведении (и единственном, дошедшим до наших дней) «Фарсалия» или «О гражданской войне» Лукан отказывается от привычного построения поэмы. Действие «Фарсалии» разворачивается на фоне происходивших когда-то реальных событий, поэт максимально приближает повествование к реализму, описывая до мельчайших подробностей противостояние Цезаря – демократа и Помпея – лидера республиканцев, которое в итоге привело к уничтожению Римской республики в I в. до нашей эры. Это противостояние двух величайших людей того времени решила битва при Фарсале, описанная Луканом в VII книге, которая и являлась центральным эпизодом всего произведения. Уже в первых главах поэмы Лукан отказался от обычного описания битв, т.е. руководства битвой со стороны богов. Описание битвы изобилует бытовыми мелочами, техническими деталями сражения. Но уже здесь видно отношение молодого поэта к гражданской войне, позднее Лукан открыто переходит на сторону оппозиции, считая, что с победой Цезаря была погублена свобода римского народа. Хронология поэмы такова, что ее можно рассматривать как исторический источник.